Писать — значит думать: Как письмо от руки влияет на работу мозга

Интервью «Wiener Zeitung» («Венская газета», Австрия) с доктором Кристианом Марквардтом о значимости письма от руки, о выработке моторных навыков и экспериментировании при выработке почерка.

Наше досье

Д-р Кристиан Марквардт является экспертом в области обучения письму от руки и занимается исследованием двигательных (моторных) основ процесса письма.

Он получил докторскую степень на факультете медицинской психологии в университете Мюнхена по теме «Кинематический анализ двигательных процессов». С 1990 года он является членом исследовательской группы в области клинической нейропсихологии в клинике Богенхаузен (Klinikum München-Bogenhausen) в Мюнхене.

Вместе со своей командой доктор Марквардт разработал специальную компьютерную программу «CSWin» «SchreibCoach», анализирующую моторику в процессе письма. В 2003 он создал фирму «Science and Motion» («Наука и Движение»), занимающуюся анализом двигательных процессов в спорте.

Доктор Марквардт также является научным советником-консультантом в Институте Графомоторики в г. Херольдсберг, занимающимся повышением профессионального уровня учителей.

Когда человек пишет от руки, развиваются его творческие способности content_11-1

«Wiener Zeitung»: Финляндия хочет вычеркнуть из школьной программы все письменные занятия по языку. Неужели всё потеряно?

Кристиан Марквардт: Письмо от руки является культурным достоянием всего человечества и имеет давние традиции. Кроме того, оно играет важную роль в процессе обучения человека читать и писать.

Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запомнить написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чём он пишет.

При этом также развиваются творческие способности человека — ведь письмо от руки активизирует мозговые процессы гораздо сильнее по сравнению с вводом текста на клавиатуре смартфона, планшета или компьютера.

Тем не менее необходимо дать точное определение, что такое письмо: ведь почерк человека и т.н. «латинский» стандарт чистописания (куда входят собственно печатные буквы и латинский шрифт) не одно и то же.

Вначале ребенок изучает печатные буквы и, таким образом, он узнаёт графическую «конструкцию» буквы, после того, как печатные буквы освоены, ребёнок начинает изучать непосредственно стиль письма, т.е. письменный шрифт, который по эстетическим причинам стилизован по сравнению с печатным шрифтом — буквы письменного шрифта имеют более красивую и даже немного вычурную форму.

Этот «латинский» стандарт чистописания и служит первой ступенькой к конечной цели – выработке индивидуального почерка, притом оптимального с точки зрения движений и прилагаемых усилий в целом.

В процессе выработки индивидуального почерка каждый ребёнок так или иначе подстраивается и облегчает весь процесс для себя, т.е. упрощает форму букв, изменяет угол наклона букв или чаще делает разрывы между ними.

Любой стиль приемлем, если почерк ребёнка является быстрым, плавным и разборчивым.

Какое значение имеет выработка правильного почерка для общего развития моторных навыков?

Настоящее развитие моторики начинается тогда, когда ребёнку приходиться писать быстро – всё, что замедляет скорость, сразу же «выбрасывается за борт».

Если во время диктанта ребёнок не успевает записывать за учителем, значит необходимо сразу же принимать меры.

А в Финляндии пошли другим путём – отныне там в школах будут только учить писать печатными буквами, а после пусть каждый школьник пишет так, как ему заблагорассудится.

Сможет ли ребёнок самостоятельно выработать правильный почерк, если он научился писать лишь печатными буквами — более чем сомнительно. Лично я полагаю, что нет.

Какие процессы протекают в мозгу человека, когда он пишет рукой?

Есть сравнительные исследования, проведённые между студентами, которые во время лекции делали записи в ноутбуке, и теми, кто записывал от руки. Результаты наглядно показывают, что те, кто писал от руки, лучше запоминали, а главное – лучше обрабатывали полученную информацию. А те, кто делал записи в ноутбуке, хуже запомнили содержание лекции.

В мозг студентов, записывавших от руки, поступали сенсорные сигналы многих типов (модальностей).

Исходя из этого очевидно, что навыки письма от руки оказали положительное влияние на общий уровень когнитивного развития ребёнка (т.е. развития у него всех видов мыслительных процессов — таких, как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика).



Ведь у пишущих от руки в большем объёме задействованы смежные функции — сила воображения, креативность, правописание, возможности памяти.

Что же касается людей, которые умеют только вводить текст с клавиатуры, но при этом совсем не умеют писать от руки – то тестирование таких людей на практике пока не проводилось. Лично я считаю такой эксперимент довольно опасным.

Мы живём в т.н. обществе достижения, в котором положение, авторитет и успех индивидуума зависят, прежде всего, от его личных достижений.

Многозадачность мозга (обеспечивающая человеку возможность выполнения нескольких задач одновременно) зачастую кажется последней спасительной соломинкой для возрастающих коммуникационных потребностей такого общества в современную цифровую эпоху.

Вредит ли это интеллекту?

Нет, сами по себе цифровые средства массовой информации, как таковые, не могут оглуплять людей. Трудности возникают лишь тогда, когда современные технологии начинают заменять человеку полноценную жизнь, со всеми её чувствами и переживаниями.

Например, если вы просто смотрите фильм про Африку на DVD, то это нечто совершенно другое по сравнению с тем, как если бы вы на самом деле были там и дышали знойным воздухом этого континента.

Когда же использование цифровых технологий сужается лишь до простого информирования, в котором напрочь отсутствует личное восприятие и сопереживание живого человека, то это уже оказывает серьёзное влияние на нашу жизнь.

Вначале мы должны постичь и усвоить всё, что делает нас людьми, прежде чем впустить цифровые технологии в нашу повседневную жизнь настолько широко, что значимость нашего личного присутствия отодвинется на второй план, и оно будет сводиться только к тому, что мы будем просто вводить данные в машины, ставить им задачи для последующего выполнения и т.п.

Человечество изобрело письменность много веков назад. Является ли отказ от письма от руки отказом от одной из форм самовыражения человека?

Поскольку мы можем выразить свои чувства через почерк, то в нём закрепляются индивидуальные особенности каждого человека, что имеет большое значение.

Это приводит к тому, что рассказ, написанный от руки, может оказаться более креативным, более творчески раскрытым и эмоционально насыщенным, чем рассказ, напечатанный на клавиатуре, поскольку человек, пишущий от руки, полнее и глубже поглощён мыслительным процессом.

В процессе письма многие области человеческого мозга активизируются одновременно — ведь внутренний механизм, с помощью которого мозг обрабатывает написанное от руки, отличается от механизма простого ввода информации на компьютере.

Но и печатать тоже можно эмоционально — особенно если автор злится и в ярости буквально колотит по клавиатуре.

Если вы вводите текст на клавиатуре, то специальные растровые шрифты, используемые на экране компьютера, не могут передать ваше волнение или эмоции.

Однако при письме от руки, если ваш почерк стал выглядеть более экспрессивно, чем обычно, то это некоторым образом похоже на то, как меняется речь при волнении. Поэтому нельзя недооценивать такие социально-психологические аспекты.

Многие подростки с удовольствием экспериментируют, пробуя изменить свой почерк. А есть ли на самом деле люди, которые не испытывают такой потребности?

На занятиях по развитию навыков мелкой моторики дети и младшие школьники проверяют опытным путём, какой именно почерк подходит им лучше всего.

У тех детей, которые не экспериментируют со своим почерком, наблюдается одна проблема: у них не вырабатывается правильный почерк и это приводит к нарушению всего процесса обучения письму.

В Германии 30 процентов школьников и от 10 до 12 процентов школьниц имеют проблемы при выработке почерка: в их случае занятия по письму не привели, к сожалению, к положительным результатам.

Приведённые выше цифры кажутся чересчур большими. Почему же ситуация у мальчиков ещё хуже, чем у девочек?

Если ребёнок в целом не проявляет интереса к выработке хорошего почерка и не экспериментирует, то и положительные результаты в учёбе даются ему с трудом.

Девочки, как правило, проявляют больший интерес к такому виду общения, как письмо.

Мальчики к нему более равнодушны и гораздо охотнее переписываются при помощи компьютера.

pisat-znachit-dumat_-kak-pismo-ot-ruki-vliyaet-na-rabotu-mozga